Ф.Кадыркулова, Мирзалим кызы Г.: "Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку"
22.08.2018 10:34
проф. Кадыркулова Ф.Д., Мирзалим кызы Гулмээрим
Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку
Аннотация: В последние годы значение информационно-коммуникационных технологий в образовательной системе резко возросло. Многие экспериментальные и теоретические исследования ставят своей целью определить эффективность использования ИКТ. В статье рассматриваются проблемы использования информационно-коммуникационных технологий, применение которых позволяет повысить мотивацию студентов, оптимизировать процесс обучения иностранному языку, увеличить эффективность самостоятельной работы, разнообразить формы и виды деятельности. Цель работы — изучить имеющийся педагогический опыт, раскрыть сущность противоречия между потенциальными и реальными возможностями ИКТ.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная технология, модернизация образования; средства ИКТ, обучение иностранному языку;
Процесс развития информационных технологий не стоит на месте. С течением времени так же изменялся и социальный заказ. Современное общество требует конкурентно-способную личность, свободно владеющую не только информационными технологиями, но и иностранным языком.
Государственная политика в области образования направлена на осуществление системного подхода в обучении иностранного языка с широким применением информационно-коммуникационных технологий, что полностью удовлетворяет условия социального заказа.
Важной составляющей педагогического мастерства учителя в современных условиях становится его соответствие уровню развития науки и техники, его умение решать профессиональные задачи с применением информационно-коммуникационные технологии.
Но что же такое информационные технологии? Информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». Информационно-коммуникационные технологии, представляют собой такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий позволяет успешно решать многие собственно педагогические задачи, такие как:
• Реализация принципа индивидуализации учебного процесса,
• Повышение эффективности учебного процесса,
• Активизация познавательной деятельности студентов,
• Развитие речевой деятельности студентов,
• Реализация принципа интерактивности.
Одним из самых эффективных направлений применения информационных технологий в образовательных учреждениях являются уроки иностранных языков. На уроках иностранного языка с помощью компьютера и других технически новых средств обучения можно решать целый ряд задач: формировать навыки чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению иностранных языков. Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети.
«Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения иностранному языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал» пишет С.В. Фадеев. И нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.
Применение компьютеров на уроках иностранного языка существенно повышает интенсивность образовательного процесса. Интерактивное обучение с помощью обучающих компьютерных программ способствует реализации целого комплекса методических, педагогических, дидактических, психологических принципов, делает процесс обучения более интересным. Информационные компьютерные технологии открывают перед учителем иностранных языков поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными. Использование информационно-коммуникационных технологии, на уроках способствует повышению интереса к предмету, помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.
Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью информационно-коммуникационных технологии:
• формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;
• расширение активного и пассивного словарей;
• приобретение культурологических знаний;
• формирование культуры общения;
• формирование элементов глобального мышления;
• формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
• формирование навыков работы в группе.
Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть “собеседником” обучаемого. При использовании компьютера коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.
Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что особо ценно, так как знания, полученные в готовом виде, очень часто пролетают мимо их сознания и не остаются в памяти При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это осуществляется в условиях традиционного обучения.
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект рассматривается авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. Компьютерные презентации (КП) - современное мультимедийное средство обучения, помогающее делать школьный английский интересным и увлекательным предметом. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Текст может быть начитан носителями языка. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. В процессе создания презентации ученик может проявить себя и как режиссер, и как сценарист, и как художник и, наконец, как исполнитель. А также самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики. Помимо презентаций можно использовать видеоматериалы (видеофрагменты, видеоролики и целые фильмы на английском языке с субтитрами и без субтитров), которые можно включать в любые уроки, а особенно, связанные с изучением страноведческого материала.
Сейчас с полной уверенностью можно сказать, что данная форма обучения прочно входит в учебный процесс. При традиционных методах преподавания, где основным носителем информации является учитель, успеваемость во многом зависит от индивидуального типа восприятия каждого ребенка. А при применении мультимедийных технологий запоминание происходит сразу несколькими способами: визуально, на слух, при произношении учеником текстов, а также с помощью возникающих ассоциаций на воспроизводимые на экране изображения. Таким образом, можно утверждать, что на качественно новом уровне используется личностно-ориентированный подход в обучении.
Результатом работы с использованием информационно-коммуникационных технологий можно считать то, что дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку, а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что посредством применения мультимедийных продуктов удается добиваться от учащихся воспроизведения информации не на репродуктивном, а на осмысленном, и даже творческом уровне. Результатом обучения становится креативно - мыслящий творческой направленности человек, способный решать любые поставленные перед ним задачи, что важно не только для конкретной личности, но и для страны в целом.
Благодаря использованию ИКТ на уроке иностранных языков, ученики способны применять знания, полученные на уроке для решения практически-познавательных задач и проблем, владеют практическими навыками анализа информации, навыками самостоятельной работы, навыками самоорганизации, являются активными участниками образовательного процесса.
Однако, несмотря на все преимущества информационных технологий, они не могут полностью заменить учителя иностранного языка. Нельзя забывать о воспитательных функциях преподавателя, которые не могут быть реализованы с помощью информационных технологии. ИКТ – это способ поддержки познавательной деятельности учащегося.
В ходе исследования стало очевидно, что информационные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. Внедрение ИКТ создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Бесспорно, компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика. В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить одновременно ознакомление, тренировку и контроль знаний.
Использование ИКТ на уроках иностранного языка – на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
• индивидуализировать учебный процесс;
На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в обучении иностранного языка и нуждается в дальнейшем более глубоком исследовании.
Подводя итоги, хочется сказать, что метод использования ИКТ открывает новые возможности в преподавании, также используя этот метод на уроках иностранного языка, приходится сталкиваться с новыми видами и методами преподавания, искать новые подходы к процессу обучения. Использование ИКТ в XXI веке в период глобализации и развития информационных технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащегося и тем самым способствует формированию свободной мысли, активно излагать свою точку зрения, и быть конкурентоспособной личностью, что является главной задачей современных образовательных учреждений.
Сообщения можно оставлять без регистрации на сайте. Они будут опубликованы после проверки модератором на цензурность.