Среда, Мая 15, 2024

Алайбек Шамшиев: "Некоторые направления и пути реформирования управлением КНУ им. Ж.Баласагына"

По словам ректора КНУ Искендера Исамидинова на первом заседании Ученого Совета в новом учебном году, наш университет успешно справился с теми задачами, которые диктует время и изменения в системе образования. По многим показателям КНУ вышел на более высокие позиции. Очень успешным год был в плане грантовой деятельности. Крупнейшим достижением, конечно, стало развитие сотрудничества с партнерами из Китая. Оно не только позволило привлечь в вуз дополнительные средства для реализации инновационных проектов, но и показало, что КНУ – престижный и успешный вуз. За этот год КНУ и его структурные подразделения получили в виде гранта более 45 млн сом. В главном корпусе и учебных корпусах осуществляются масштабные ремонтные работы.

– В прошедшем году в КНУ много достижений, в предстоящем году нам необходимо успешно внедрять систему двухуровневой подготовки и продолжать увеличивать научные показатели, развивать международное сотрудничество, – подвел итоги заседания Ученого совета ректор Искендер Исамидинов.

Выступление ректора и решение Правительства Кыргызской Республики  о реформе  отечественного высшего образования обязывает университет и его коллектив соответствовать к мировым образовательным  стандартам. Значит, университет свою деятельность должен осуществлять на основа­нии самостоятельно разрабаты­ваемых и утверждаемых по со­гласованию с министерством про­грамм развития, направленных на повышение эффективности образовательного процесса и научной деятельности с учетом социально-экономического раз­вития республики.

В приоритете мы должны создать преимущественно маги­стерский университет в области экономики, права, химии, биологии,педагогики и т.д.. Для этого у нас есть все основания, более 70% остепененности ППС,  6 доктор­ских и кандидатских диссертационных советов, фундаментальная библиотека, наличие современной матери­альной базы. В университете об­учаются около  30 тыс. студентов.

Для достижения этой цели, требуется поменять са­му парадигму учебной работы. Сейчас мы находимся в классической административной систе­ме, где главное - отчеты и подчи­нение вышестоящему начальству.  В обла­сти учебной деятельности глав­ная фигура - студент-троечник-двоечник. Составляем отчеты по успеваемости, а от­личник живет сам по себе. Если мы перевернем эту традиционную схему, где главной фигурой  станет отлично успева­ющий студент.  Под него  строить учеб­ные курсы, организация прак­тик, трудоустройство и отсле­живание его карьерного роста, организация работы с ним уже как со специалистом.

Тогда это норма будет  динамичной и ужесто­чающейся как в производстве. Тот, кто отстает, его де­ло - догонять; если отстал, допла­чивай и снова вперед - с другим курсом.

Соответственно под сильного студента дол­жен быть и сильный преподава­тель. Значит, мы должны тщательно готовить, и выбирать профессорско-преподавательский состав. Конкурсы на преподавательскую должность должны быть реаль­ными, надо по­ощрять приход в вуз сторонних людей. При конкурсе зачитывать не личное дело, а смотреть ре­цензии на читаемые курсы этим преподавателем. Может возникнуть вопрос: где взять таких преподавателей? Ответ простой на­до хорошо платить. Конечно, мы ограничены в средствах. В Республике на 1 сту­дента бюджет тратит около 23 тыс. сом  в год (в долларах это будет-500 долларов), в Европе - 25 тыс. долларов, в США - 30 тыс. долларов. На За­паде очень хорошо платят и могут вы­бирать лучших преподавателей.

Предлагаю изменить подход! Приглашать со стороны на время, на курс, на цикл и т.д. высококвалифицированных профессоров и  преподавателей , создать для них гостиничный фонд. Но для этого нам необходимо  сломать существую­щую психологию, когда зарпла­та существенно зависит от зани­маемой руководящей должно­сти. Нам необходимо  внедрить в уни­верситете новую систему зар­платы преподавателей, при ко­торой ведущие рядовые профес­сора должны  получать больше ад­министраторов (заведующих ка­федрами, деканов, директоров и проректоров). Тогда слово профессор наполнится ис­тинным смыслом. В системе ма­териальных оценок труда препо­давателя должны быть поставле­ны не должность, стаж, а компетентность, профессиона­лизм и научная активность. Тог­да мы начнем быстро избавлять­ся от администраторов от нау­ки. Мы как ведущий вуз страны должны начать перестраивать этот метод у себя и внедрять действительно кон­курсную систему.

Из вышеперечисленных  вытекают следующие   приоритеты для университета:

1. Сильный студент.

На первый курс на бюд­жетные места уже в течении 10 лет принимаются по результатам ОРТ на конкурсной основе. На второй и последующие годы об­учения - по итогам успевае­мости за предыдущий год сре­ди всех студентов курса (вклю­чая тех, кто поступил на плат­ной основе). Количество бюд­жетных мест будет неизменно на всех курсах на уровне приема на первый курс, а люди будут ме­няться. Значит, студентам будет стимул учить­ся лучше все четыре года.

2. Высокопрофессиональ­ный преподаватель.

С преподавателями - тоже на конкурсной основе. Каждый год дается рей­тинговая оценка и устанавлива­ется зарплата не за должность, а за квалификационный уровень. Если преподаватель хочет высокую заработную плату и  жизнь в достатке, то пусть работает, внедряет новые современные  технологии преподавания, работает на качество преподаваемого предмета.

II. Необходимые мероприятия по модернизации научного процесса.

В КНУ наука должна выступать ре­альной деятельностью, а не по­бочным трудом преподавате­ля. И теорети­ческие, и прикладные исследо­вания должны быть очень зна­чительной компонентой в труде ППС. Профессорами и доцента­ми избирать только тех, кто ак­тивно работает в науке. Для это­го нужно создать систему стиму­лирования научного труда. Должна быть четкая перспектива и воз­можность достижения более вы­соких научных титулов. Маги­стратура, аспирантура, доктор­антура, и, конечно, советы по за­щите диссертаций. Надо доказывать и добиваться  за диссертационные советы.

III. Пути реформирования в управлении университетом.

Первое условие - выбор­ность на всех уровнях управле­ния: заведующий кафедрой, де­кан  и т.д.. Выборы должны быть демократичны и быть на­стоящими выборами (т.е. выбор на всех уровнях не менее, чем из трех кандидатур). Только на трех но­гах, как минимум система быва­ет устойчивой. Схема проста и проверена временем!

Второе условие - срочность пребывания на каждой админи­стративной должности - должно быть не более 2-х сроков под­ряд. Эта практика давно су­ществует в ведущих универси­тетах развитых стран. Нет веч­ной профессии администратора, есть эффективный менеджер на каждый конкретный срок и время.

Не беда, что наша страна и высшая школа еще не живут по таким законам. Но мы сегодня можем принять такие ме­ры, как принцип кадровой политики.

Что нашему университету даст данная система?

- обеспечит рез­кий приток новых людей к управлению;

- откроет перспек­тиву роста всем талантливым сотрудникам;

- не даст внедрить­ся застою в нашу жизнь;

- через систем­ные демократичные выборы не будет никаких «революций» при смене власти.

Раньше время было другое и, са­мое главное, вуз был другим. Сейчас КНУ по существующим стандартам относится к чис­лу ведущих вузов страны (чис­ленность около 30 тыс. студен­тов, более 15 тыс. студентов-дневников). Таких вузов в стра­не только 3%. И это да­ет нам моральное право внедрять схему демократиза­ции управления нашим универ­ситетом.

IV. Социальная деятельность в университете.

Этот вопрос  является очень важным. Без уверенности человека в себе, без уважительного отношения к че­ловеку никогда никаких реформ не будет. Надо преодолеть  слоившиеся традиции , когда человек рассматривался, и в военное, и в мирное время, как расходный материал.

В развитых экономиках доля зарплаты в производимом про­дукте составляет не ниже 60%, а в наукоемких отраслях не ни­же 70%. Вот это должно быть  для нас ориентиром. Мы в стенах нашего университета готовим – экономистов управленцев - должны руковод­ствоваться этим. Нам необходимо знать, что де­лать, как делать и как организо­вать дело, чтобы оно было сде­лано с наименьшими затратами.  Поэтому  основными направлениями социальной политики нашего универси­тета должно быть:

  1. Рост заработной платы и стимулирование труда.
  2. Решение жилищных про­блем ППС (первые шаги есть, инициатива строительства дома для ППС КНУ ректором И.Исамидиновым).
  3. Оздоровление   сотрудни­ков  и   студентов   в профилакториях и санаториях.
  4. Организация и выделение средств на проезд к месту отдыха.

V. По международным связям и интеграции  университета.

Здесь наш университет находится в стадии поиска. Вопрос открытости вузов  у нас в республике ре­шен, значит  нашему университету не надо множество вузов-партнеров, нужны устойчивые взаимосвя­зи с десятком конкретных и на­дежных зарубежных универси­тетов. Приоритетными страна­ми для нас являются на Западе - Франция, Германия, на Востоке – Китай, Япония, Малайзия.

Для реализации этой цели нам необходимо решить нижеследующие основные 3 задачи:

  1. Углублять связи с зарубеж­ными университетами по схеме двойного дипломирования.
  2. Широко привлекать ино­странных студентов для учебы в университет.
  3. Широко практиковать включенное обучение и обмен студентами.

Все вышесказанные мероприятия  направлены на решения задач поставленных ректором и это только мое виденье, в КНУ работают много ведущих ученых, профессоров, преподавателей, администраторов и  у них может быть есть другие виденье и пути решения поставленной ректором задачи, самое главное нам всем вместе сообща объединившись найти оптимальные пути решения поставленной задачи.

Алайбек Шамшиев

к.б.н., доцент, первый заместитель директора ЦНОиПК КНУ им.Ж.Баласагына


Билдирүү кошуу - Добавить комментарий

Билдирүүлөрдү сайтка катталбай эле калтырууга болот. Бул учурда алар модератор тарабынан "адептүүлүккө" текшерилип, анан жарыяланат.
Сообщения можно оставлять без регистрации на сайте. Они будут опубликованы после проверки модератором на цензурность.


Защитный код
Кодду жаңылоо - Обновить код