

Алайбек Шамшиев: "Некоторые направления и пути реформирования управлением КНУ им. Ж.Баласагына"
03.10.2012 11:32
По словам ректора КНУ Искендера Исамидинова на первом заседании Ученого Совета в новом учебном году, наш университет успешно справился с теми задачами, которые диктует время и изменения в системе образования. По многим показателям КНУ вышел на более высокие позиции. Очень успешным год был в плане грантовой деятельности. Крупнейшим достижением, конечно, стало развитие сотрудничества с партнерами из Китая. Оно не только позволило привлечь в вуз дополнительные средства для реализации инновационных проектов, но и показало, что КНУ – престижный и успешный вуз. За этот год КНУ и его структурные подразделения получили в виде гранта более 45 млн сом. В главном корпусе и учебных корпусах осуществляются масштабные ремонтные работы.
– В прошедшем году в КНУ много достижений, в предстоящем году нам необходимо успешно внедрять систему двухуровневой подготовки и продолжать увеличивать научные показатели, развивать международное сотрудничество, – подвел итоги заседания Ученого совета ректор Искендер Исамидинов.
Выступление ректора и решение Правительства Кыргызской Республики о реформе отечественного высшего образования обязывает университет и его коллектив соответствовать к мировым образовательным стандартам. Значит, университет свою деятельность должен осуществлять на основании самостоятельно разрабатываемых и утверждаемых по согласованию с министерством программ развития, направленных на повышение эффективности образовательного процесса и научной деятельности с учетом социально-экономического развития республики.
В приоритете мы должны создать преимущественно магистерский университет в области экономики, права, химии, биологии,педагогики и т.д.. Для этого у нас есть все основания, более 70% остепененности ППС, 6 докторских и кандидатских диссертационных советов, фундаментальная библиотека, наличие современной материальной базы. В университете обучаются около 30 тыс. студентов.
Для достижения этой цели, требуется поменять саму парадигму учебной работы. Сейчас мы находимся в классической административной системе, где главное - отчеты и подчинение вышестоящему начальству. В области учебной деятельности главная фигура - студент-троечник-двоечник. Составляем отчеты по успеваемости, а отличник живет сам по себе. Если мы перевернем эту традиционную схему, где главной фигурой станет отлично успевающий студент. Под него строить учебные курсы, организация практик, трудоустройство и отслеживание его карьерного роста, организация работы с ним уже как со специалистом.
Тогда это норма будет динамичной и ужесточающейся как в производстве. Тот, кто отстает, его дело - догонять; если отстал, доплачивай и снова вперед - с другим курсом.
Соответственно под сильного студента должен быть и сильный преподаватель. Значит, мы должны тщательно готовить, и выбирать профессорско-преподавательский состав. Конкурсы на преподавательскую должность должны быть реальными, надо поощрять приход в вуз сторонних людей. При конкурсе зачитывать не личное дело, а смотреть рецензии на читаемые курсы этим преподавателем. Может возникнуть вопрос: где взять таких преподавателей? Ответ простой надо хорошо платить. Конечно, мы ограничены в средствах. В Республике на 1 студента бюджет тратит около 23 тыс. сом в год (в долларах это будет-500 долларов), в Европе - 25 тыс. долларов, в США - 30 тыс. долларов. На Западе очень хорошо платят и могут выбирать лучших преподавателей.
Предлагаю изменить подход! Приглашать со стороны на время, на курс, на цикл и т.д. высококвалифицированных профессоров и преподавателей , создать для них гостиничный фонд. Но для этого нам необходимо сломать существующую психологию, когда зарплата существенно зависит от занимаемой руководящей должности. Нам необходимо внедрить в университете новую систему зарплаты преподавателей, при которой ведущие рядовые профессора должны получать больше администраторов (заведующих кафедрами, деканов, директоров и проректоров). Тогда слово профессор наполнится истинным смыслом. В системе материальных оценок труда преподавателя должны быть поставлены не должность, стаж, а компетентность, профессионализм и научная активность. Тогда мы начнем быстро избавляться от администраторов от науки. Мы как ведущий вуз страны должны начать перестраивать этот метод у себя и внедрять действительно конкурсную систему.
Из вышеперечисленных вытекают следующие приоритеты для университета:
1. Сильный студент.
На первый курс на бюджетные места уже в течении 10 лет принимаются по результатам ОРТ на конкурсной основе. На второй и последующие годы обучения - по итогам успеваемости за предыдущий год среди всех студентов курса (включая тех, кто поступил на платной основе). Количество бюджетных мест будет неизменно на всех курсах на уровне приема на первый курс, а люди будут меняться. Значит, студентам будет стимул учиться лучше все четыре года.
2. Высокопрофессиональный преподаватель.
С преподавателями - тоже на конкурсной основе. Каждый год дается рейтинговая оценка и устанавливается зарплата не за должность, а за квалификационный уровень. Если преподаватель хочет высокую заработную плату и жизнь в достатке, то пусть работает, внедряет новые современные технологии преподавания, работает на качество преподаваемого предмета.
II. Необходимые мероприятия по модернизации научного процесса.
В КНУ наука должна выступать реальной деятельностью, а не побочным трудом преподавателя. И теоретические, и прикладные исследования должны быть очень значительной компонентой в труде ППС. Профессорами и доцентами избирать только тех, кто активно работает в науке. Для этого нужно создать систему стимулирования научного труда. Должна быть четкая перспектива и возможность достижения более высоких научных титулов. Магистратура, аспирантура, докторантура, и, конечно, советы по защите диссертаций. Надо доказывать и добиваться за диссертационные советы.
III. Пути реформирования в управлении университетом.
Первое условие - выборность на всех уровнях управления: заведующий кафедрой, декан и т.д.. Выборы должны быть демократичны и быть настоящими выборами (т.е. выбор на всех уровнях не менее, чем из трех кандидатур). Только на трех ногах, как минимум система бывает устойчивой. Схема проста и проверена временем!
Второе условие - срочность пребывания на каждой административной должности - должно быть не более 2-х сроков подряд. Эта практика давно существует в ведущих университетах развитых стран. Нет вечной профессии администратора, есть эффективный менеджер на каждый конкретный срок и время.
Не беда, что наша страна и высшая школа еще не живут по таким законам. Но мы сегодня можем принять такие меры, как принцип кадровой политики.
Что нашему университету даст данная система?
- обеспечит резкий приток новых людей к управлению;
- откроет перспективу роста всем талантливым сотрудникам;
- не даст внедриться застою в нашу жизнь;
- через системные демократичные выборы не будет никаких «революций» при смене власти.
Раньше время было другое и, самое главное, вуз был другим. Сейчас КНУ по существующим стандартам относится к числу ведущих вузов страны (численность около 30 тыс. студентов, более 15 тыс. студентов-дневников). Таких вузов в стране только 3%. И это дает нам моральное право внедрять схему демократизации управления нашим университетом.
IV. Социальная деятельность в университете.
Этот вопрос является очень важным. Без уверенности человека в себе, без уважительного отношения к человеку никогда никаких реформ не будет. Надо преодолеть слоившиеся традиции , когда человек рассматривался, и в военное, и в мирное время, как расходный материал.
В развитых экономиках доля зарплаты в производимом продукте составляет не ниже 60%, а в наукоемких отраслях не ниже 70%. Вот это должно быть для нас ориентиром. Мы в стенах нашего университета готовим – экономистов управленцев - должны руководствоваться этим. Нам необходимо знать, что делать, как делать и как организовать дело, чтобы оно было сделано с наименьшими затратами. Поэтому основными направлениями социальной политики нашего университета должно быть:
- Рост заработной платы и стимулирование труда.
- Решение жилищных проблем ППС (первые шаги есть, инициатива строительства дома для ППС КНУ ректором И.Исамидиновым).
- Оздоровление сотрудников и студентов в профилакториях и санаториях.
- Организация и выделение средств на проезд к месту отдыха.
V. По международным связям и интеграции университета.
Здесь наш университет находится в стадии поиска. Вопрос открытости вузов у нас в республике решен, значит нашему университету не надо множество вузов-партнеров, нужны устойчивые взаимосвязи с десятком конкретных и надежных зарубежных университетов. Приоритетными странами для нас являются на Западе - Франция, Германия, на Востоке – Китай, Япония, Малайзия.
Для реализации этой цели нам необходимо решить нижеследующие основные 3 задачи:
- Углублять связи с зарубежными университетами по схеме двойного дипломирования.
- Широко привлекать иностранных студентов для учебы в университет.
- Широко практиковать включенное обучение и обмен студентами.
Все вышесказанные мероприятия направлены на решения задач поставленных ректором и это только мое виденье, в КНУ работают много ведущих ученых, профессоров, преподавателей, администраторов и у них может быть есть другие виденье и пути решения поставленной ректором задачи, самое главное нам всем вместе сообща объединившись найти оптимальные пути решения поставленной задачи.
Алайбек Шамшиев
к.б.н., доцент, первый заместитель директора ЦНОиПК КНУ им.Ж.Баласагына
Сообщения можно оставлять без регистрации на сайте. Они будут опубликованы после проверки модератором на цензурность.