

Ш.Д.Батырбаева: Источниковедение в условиях информатизации общества теоретико-методологические проблемы
11.01.2011 10:54
Батырбаева Шайыркул Джолдошевна
Заведующий кафедрой ИИИИ
д.и.н., профессор
На современном этапе в постсоветском пространстве происходят кардинальные изменения в развитии исторической науки. Этот процесс можно наблюдать в изменениях теории, методологии, логики и структуры научных исследований. В событийной истории с одной стороны, начиная с эпохи перестройки и гласности, продолжается активное введение в научный оборот ранее недоступных источников, с другой стороны эра информационно-коммуникационных технологий создает более эффективное условие для работы с источниками. Все это в целом, способствует изучению ранее неизвестных и запретных страниц прошлого человечества. В аналитической истории в условиях плюрализма мнений создаются фундаментальные научные концепции, опирающееся на разные подходы понимания и объяснения движущих сил исторического процесса. В теоретической истории, исходя из современного состояния общества, пересматриваются вопросы сущности, содержания, функции исторической науки, тем самым меняется ее место и роль в системе гуманитарных наук. Дальнейшая интеграция наук и междисциплинарный подход в научных исследованиях, меняет внутреннюю структуру исторической науки. Появляются новые области исследования, в первую очередь основанные на межотраслевых связях. Все это приводит к необходимости осмысления всего спектра теоретических вопросов. В первую очередь это касается понятийно-категориального аппарата исторической науки .
В настоящей статье будут рассмотрены теоретико-методологические вопросы источниковедения в условиях информатизации общества.
В области источниковедения складывается новое направление - компьютерное источниковедение. К сожалению, компьютерное источниковедение не становятся неотъемлемой частью традиционного источниковедения. Хотя, дальнейшая информатизация общества и появление новых технотронных источников, в которых основную часть составляют электронные ресурсы, логически предполагает некий поворот в развитии источниковедения. Как мы наблюдаем, сегодня во многом традиционное и компьютерное источниковедение сосуществуют параллельно. Только в отдельных центрах, где в советские годы были заложены основы квантитативной истории, успешно сложился творческий союз историка, математика и информатика.
ХХI век – это век информационных технологий, которые стремительно внедряются в повседневную жизнь. Наряду с экономическими, политическими, социальными факторами виртуальный мир начал оказывать активное влияние на развитие общества. В такой ситуации овладение новыми информационными технологиями, в независимости от специальности, стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Процесс глобализации вытеснил традиционное понимание центра и периферии. Сегодня эффективное использование ИКТ в образовательных и исследовательских сферах обусловливает качественно новую информационную среду, и делает все больший акцент в разделении мира.
Для нашего Центрально-азиатского региона, такое направление, как историческая информатика рассматривается как нечто новое, требующее обоснование в необходимости его применения. В этом плане нам сегодня необходимо изучить накопленный опыт в этой области. Основываясь на достижениях на постсоветском пространстве, и в зарубежье.
Как известно в середине ХХ в. в результате научно технической революции произошел информационный взрыв в обществе. В исторической науке применение ЭВМ способствовало более эффективной работе с источниками, что привело к появлению технотронных источников. Все это способствовало эффективному решению исследовательских задач в исторической науке. И привело к зарождению нового направления - квантитативная история или же клиометрика.
Сам процесс внедрения новых методов шел эволюционным путем, в тесном сотрудничестве с представителями точных наук. Начали разрабатывать теоретические вопросы причины, возможности, пределы применение ЭВМ и целесообразность и эффективность использования математических методов в исторической науке. Создавались совместные проекты, комиссии, школы. В таком сотрудничестве главенствующая роль отводилась историку и его умению и профессионализму.
Необходимость обращения к новейшим методам осуществлялось тогда, когда, когда не было возможности решить поставленные задачи, в рамках традиционного источниковедения. В последствии появились целые научные школы, применяющие математические методы и ЭВМ, в них основные усилия, были направлены на изучение массовых источников, на раскрытие содержания и выявления закономерностей функционирования человеческого общества.
Результатами стало появление фундаментальных научных исследований, посвященных как источниковедческим, так и собственно историческим проблемам. Следует отметить, что данный период в целом характеризуется творческим союзом историков и математиков, начинают использоваться методы и техники точных наук, которые неразрывно связаны с традиционными исследовательскими работами с источниками.
С середины 80-х годов ХХ в. и особенно после распада СССР, кризис исторической науки, привел к снижению исследований методологии в источниковедении. Это стало следствием деидеологизации исторической науки, установлением плюрализма мнений в подходе к пониманию и объяснению исторического процесса. Парад суверенитетов государств в постсоветском пространстве привел к формированию по настоящему национальных исторических школ, где краеугольным камнем стало изучение самоидентичности, поиск истоков национального самосознания, самобытности культуры и т.д.
Изменение приоритета направлений научных исследований напрямую повялило на содержание источниковедческих изысканий, где на первое место выходят введение в научный оборот ранее неизвестных источников. Следствием этого стало снижение интереса разработки теоретико-методологических вопросов исследования источников, в том числе применение математических методов с использованием ЭВМ. Естественно, в такой обстановке эту нишу старались заполнить те ученые-любители истории, которые исходили в постановке исследовательских задач от возможности методов точных наук и ЭВМ. Например, нашумевшие книги и статьи А.Т.Фоменко и Г.В. Носовского, посвященные глобальной корректировке хронологии исторического процесса вызвали большой интерес среди широкого круга творческой интеллигенции. В то же время оттолкнули многих историков-профессионалов от желания применять в исследовании методы точных наук и компьютерные технологии, и подвергли сомнению и отрицанию результаты исследований в области квантитативной истории.
В то же время, в начале 90-х годов ХХ в. продолжается бурный рост информационных технологий. С началом появления персонального компьютера и Интернета качественно меняется информационная культура общества. Начавший процесс информатизации общества охватывает историческое образование и исследование, ставятся вопросы как использовать новые информационное технологии в исторической науке. В этом плане образование международной организации Ассоциация «История и компьютер» стала логическим продолжением процесса информатизации гуманитарного образования. В первое десятилетие деятельность ассоциации в основном акцентировалось на возможностях ИКТ для историков как нового инструментария. Изучались такие вопросы как возможность компьютерных технологий использовать различные прикладные программы. Так же ставилась задача перевода традиционных источников в электронные, и создание источнико - ориентированных и проблемно-оритентированных баз данных, с последующим размещением их в Интернет. Надо отдать должное, усилию не только деятельности членов ассоциации, а также всех историков, заинтересованных в использовании компьютерных технологий. Благодаря проделанными ими работы сегодня историческая наука, как и другие смежные направления имеют определенные достижения по внедрению и овладению ИКТ. Доказательством этого стало то, что появилась востребованность в новом направлении – историческая информатика. Об этом свидетельствуют действующие центры, лаборатории, кафедры исторической информатики во многих вузах на постсоветском пространстве. Где координирующим звеном является кафедра исторической информатики МГУ им. Ломоносова.
На современном этапе в области исторической науки как в работе с источниками, так и в разработке новых научных концепций возрождается интерес к методам точных наук. Этому способствует с одной стороны качественное изменение в самом развитии исторической науки, с другой стороны в результате развития ИКТ изменяется кардинальным образом сам корпус источников и методы работы с ними.
К концу ХХ века как в целом обществе, так в исторической науке начинается критическое переосмысление, отход от необоснованного отрицания достижений советского периода, в том числе советской исторической науки. И в такой ситуации обращение к возможностям ИКТ и методам точных наук вновь становится востребованным в преодолении чрезмерной субъективизации научного познания прошлого.
Направление историческая информатика переживает сложный период. Если последнее десятилетие основное усилие было направлено на возможность и эффективность ИКТ в изучении исторических источников, то сегодня проникновение НИТ в повседневную жизнь опережает образовательный процесс. Школьное образование уже строится с учетом достижений ИКТ. В вуз поступает поколение, которое на достаточном уровне владеет возможностями ИКТ. Об этом, в частности говорилось на конференции АИК в 2006 г. как о точке бифуркации в развитии исторической информатики. Дальнейшее развитие данного направление становятся возможным лишь в комплексном подходе использование ИКТ и методов точных наук. В соответствии с постановленной исследовательской задачей актуальным становится разработка специальных исторических алгоритмов для выявления сущности содержания, закономерности функционирования исторических явлений и процессов.
Исходя из вышеизложенного следует, что, в условиях информатизации общества пришло время объединить усилия источниковедов и в целом историков в вопросе применения ИКТ и методов точных наук перейти к активному сотрудничеству. Для этого необходимо снизить разрыв по уровню внедрению и использованию ИКТ и математических методов. Большие угрозы в этом плане представляют не те слои историков которые категорически отрицают применение ИКТ, математических методов и ратуют за традиционное источниковедение, а те которые до конца не осознают пределы и возможности нового методологического инструментария историка. Особенно следует предостерегаться тех ученых, которые без учета специфики социальных явлений, а также ради модного течения, игнорируют целесообразность обращения к подобным методам изучения источников.
Для этого на наш взгляд необходимо преодолеть искусственно созданный разрыв между традиционным и компьютерным источниковедением. Компьютерное источниковедение не должно стать самостоятельным направлением в источниковедении, а должно быть неразрывной частью разных направлений в источниковедение. Стать следующей ступенью в развитии традиционного источниковедения. Такой подход, во-первых, позволит создать большое количество баз данных по различным источникам. В пределах традиционного источниковедения нерешенные вопросы, касающиеся восполнения пробелов в источниках, извлечение из них потенциальной информации, определение уровня информативной возможности источника можно решить путем применение математические методы и ПК. В частности эффективное изучения традиционных источников отражающее массовое явление, можно добиться с применением многомерного статистического анализа.
В конце статьи нам хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что уровень информатизации общества сегодня кардинальным образом меняет типо-видовой состав источников, ИКТ активно используется во всех этапах работы с социальной информацией. Виртуальный мир начал играть решающую роль в формировании новых источников. В условиях информатизации общества введение в научный оборот источников применительно ко всем периодам и регионам в изучении истории развития человечества следует рассматривать источниковедение как единый процесс. Где центр тяжести в работе с источниками, в определенной области в будет определяться возможностью тех или иных методов в решении поставленных исследовательских задач.
Список использованной литературы
- Бородкин Л.И. "Порядок из хаоса": концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история, 2003, №2. 160.
- Бородкин Л. И., Владимиров В. Н. Internet: для историка: новая парадигма в действии // Информационный бюллетень Ассоциации История и компьютер. - 1997. - №21.
- Бородкин Л.И. И.Д. Ковальченко и отечественная школа квантитативной истории // Материалы научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко.-М., 1997.
- Бородкин Л.И. Историческая информатика в точке бифуркации: движение к Historical Information Science.// Круг идей: Алгоритмы исторической информатики. – М.- Барнаул., 2005.
- Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях. - Барнаул. 2005.
- Володихин Д.М. Маргинализация исторической науки. Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. - № 18. - 1996.
- Гарскова И.М. Библиографический анализ развития исторической информатики в начале ХХI века // Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер. - № 34. - 2006.
- Злобин Е.В. О некоторых проблемах классификации и описания электронных документов как исторического источника // Круг идей: Электронные ресурсы исторической информатики. - Москва –Барнаул, 2003.
- Источник. Метод. Компьютер. Традиционное и компьютерное источниковедение / Ред. С.В. Цыб и В.Н. Владимиров. - Барнаул, 1996. - 226 с.
10. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общ. ред. А.К. Соколова. М., 2004.
11. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987.- 438с.
12. Круглый стол «Методологические проблемы исторической информатики и квантитативной истории» // Новая и новейшая история. 1997. N3, 5.
13. Круглый стол «Историк, источник и Интернет» // Новая и новейшая история. 2001. N2.
14. Лукиных Т.Н. Историография клиометрики : Учебное пособие. - Томск. – 2003.
15. Можаева Г.В. Информация как историческая категория: к вопросу об информационном источниковедении // Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом. М., 2004. – С.66.
16. Мухин М.Ю. Историк и Интернет // Источниковедение новейшей истории России. - М., 2004.
17. Подгаецкий В.В. Основы теории и методологии источниковедения истории Украины ХХ столетия. – Днепропетровск, 2001.
18. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.,1991.
19. Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. – М., 2003.
20. Селунская Н.Б. От квантификации к исторической информатике - от исторической к виртуальной реальности // Информационный бюллетень Ассоциации История и компьютер - М., 1996 . - № 19. - С. 18-22.
21. Силин Н. Н. Источниковедческие аспекты использования электронных документов, размещенных в глобальных сетях // Информационный бюллетень Ассоциации История и компьютер. 1998. - № 23. - С. 190-193.
22. Тяжельникова В.С. Компьютерное источниковедение: к постановке проблемы // Круг идей: развитие исторической информатики. М., 1995.
23. Фоменко А.Т., Носовский Г.В.Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима.- М., 1995. - Т.1.
24. Хвостова К. В. Количественный подход в средневековой социально-экономической истории. - М., 1980.
25. Юмашева Ю.Ю. Историческая информатика в зеркале периодического издания // Отечественная история. 2001. N1
Юшин И.Ф. Электронные документы как исторический источник // Круг идей: Электронные ресурсы исторической информатики. - М. – Барнаул, 2003.
Сообщения можно оставлять без регистрации на сайте. Они будут опубликованы после проверки модератором на цензурность.