

Ш.Д.Батырбаева: Уровень грамотности населения и его влияние на демографическое развитие Кыргызстана в межпереписные периоды 1926-1939 и 1939-1959 годов
05.01.2011 12:57
Батырбаева Шайыркул Джолдошевна
Заведующий кафедрой ИИИИ
д.и.н., профессор
До недавнего времени вопросы демографической истории, как отдельной проблемы, оставались вне поля зрения ученых. Данная статья освещает один из результатов проводимых автором исследований демографического развития Кыргызстана в течении двух межпереписных периодов 1926-1939гг и 1939-1959гг. В статье освещаются вопросы влияния уровня грамотности населения на демографические процессы в республике в эти периоды.
Уровень грамотности населения в демографическом развитии страны играет существенную роль. Через грамотность можно приобщить население к культуре поведения, к овладению новыми профессиями; грамотность обусловливает переход человека от одной социальной группы к другой. Все это в совокупности приводит к изменению сначала демографического сознания людей, затем поведения.
Как известно, до революции основное население Кыргызстана было неграмотным. По мнению исследователей истории среднеазиатского региона начала ХХ в., для преодоления сплошной неграмотности кыргызов потребовалось бы полторы-две сотни лет, а к середине ХХI в. только 50% из них могли бы стать грамотными. Поэтому преодоление за короткий срок неграмотности коренного населения Средней Азии стало величайшим достижением советской власти.
В статье рассматриваются изменения социально-профессиональной структуры и образовательного уровня населения по трем направлениям: по типам расселения, в динамике с учетом национальности и половозрастной структуры.
Хотя к середине 20-х годов ХХ в. городские жители, проживающие в шести городах республики, составляли всего 12,2% населения Кыргызстана, они отличались от сельского населения по уровню грамотности и социально-профессиональной структуре. Эти различия были обусловлены функцией городов как ремесленных, торговых и административных центров. Сравнительное изучение половозрастной и этнической структуры городских и сельских жителей показало, что уровень грамотности горожан в 1926 г. был существенно выше (см. табл. 1).
Таблица 1.
Грамотность населения Кыргызстана по данным переписей 1926 и 1939 гг. (в %)1
Возраст |
Год пере-писи |
Процент грамотных в соответствующем возрасте |
||||||||
городское население |
сельское население |
все население |
||||||||
муж. |
жен. |
всего |
муж. |
жен. |
всего |
муж. |
жен. |
всего |
||
9-19 лет |
1926 |
46,0 |
38,1 |
42,2 |
21,9 |
9,0 |
16,1 |
25,1 |
13,2 |
19,7 |
1939 |
96,7 |
95,0 |
95,9 |
92,7 |
89,7 |
91,3 |
93,4 |
90,7 |
92,1 |
|
20-49 лет |
1926 |
52,6 |
27,0 |
40,8 |
19,2 |
3,8 |
11,6 |
23,3 |
6,4 |
15,0 |
1939 |
86,1 |
73,6 |
80,4 |
77,9 |
62,2 |
70,2 |
79,8 |
64,5 |
72,4 |
|
9-49 лет |
1926 |
50,3 |
31,0 |
41,3 |
20,1 |
5,3 |
13,0 |
23,9 |
8,4 |
16,5 |
1939 |
89,5 |
81,0 |
85,6 |
83,7 |
72,7 |
78,3 |
84,9 |
74,4 |
79,8 |
|
50 лет и старше |
1926 |
27,7 |
7,6 |
18,5 |
10,0 |
0,8 |
5,7 |
12,1 |
1,6 |
7,2 |
1939 |
60,6 |
27,2 |
44,2 |
28,6 |
8,7 |
18,2 |
33,6 |
11,3 |
22,1 |
|
Всего с 9 лет и старше |
1926 |
47,0 |
27,7 |
38,0 |
18,5 |
4,6 |
11,9 |
22,1 |
7,4 |
15,1 |
1939 |
86,0 |
73,6 |
80,2 |
74,3 |
60,5 |
67,5 |
76,7 |
63,0 |
70,0 |
По данным переписи 1926г. в возрастной группе от 9 до 19 лет грамотного населения в республике было около 20%, в том числе на селе доля грамотного населения составляла 16,1%, в городах – в 2,6 раза выше. Среди городского населения существенного отличия по уровню грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдалось, в сельских местностях у мужчин в этом возрасте грамотность была в 2,4 раза выше, чем у женщин.
В следующей возрастной группе от 20 до 49 лет общий уровень грамотности по сравнению с предыдущей возрастной группой ниже на 4,7%. При этом уровень грамотности у городских мужчин выше на 6,6%, а у женщин, наоборот, ниже на 11,1%. В этой возрастной группе в городах уровень грамотности женщин в 2 раза ниже, чем у мужчин, а в сельской местности - доля грамотных женщин в 5 раз меньше, чем мужчин. Снижение уровня грамотности в этой возрастной группе (от 20 до 49 лет) обусловлена тем, что, во-первых, до революции население в детском возрасте не было охвачено грамотностью; во-вторых, неудовлетворительные социально-экономические условия жизни населения, низкий культурный уровень к середине 20-х годов не порождали у людей потребности к грамоте. Только у городских мужчин именно потребность к просвещению у занятых трудовой деятельностью людей обуславливала повышение уровня грамотности.2
Для следующей возрастной группы населения старше 50 лет характерен низкий уровень грамотности сельского населения (5,7%). В отношении половых различий, как в городе, так и в селе наблюдалась одинаковая тенденция - грамотность женщин по сравнению с мужчинами была существенно ниже (в 4 и в 12 раз соответственно). В целом по республике уровень грамотности населения этого возраста составлял всего 7,2%, у женщин - 1,6%, а у мужчин - 12,1%, т.е. почти в 8 раз выше.
Таким образом, в 1926 г. уровень грамотности всего населения республики в возрасте старше 9 лет составлял 15,1%, у женщин - 7,4%, у мужчин - 22,1%. Это говорит о том, что к концу девятого года советской власти население Кыргызстана в общей своей массе оставалось неграмотным, особенно женщины. Для преодоления массовой неграмотности необходимо было предпринять экстренные меры, так как невозможно было лишь путем улучшения социально-экономических условий, в кратчайший срок достичь успехов в повышении культурно-образовательного уровня населения. Поэтому со стороны Советского государства был предпринят небывалый в истории шаг, провозгласивший первоочередной государственной задачей преодоление в стране неграмотности. С этой целью были организованы ликбезы и другие массовые мероприятия по обучению населения, широко исследованные в историографии.
Рассмотрим основные тенденции по преодолению неграмотности среди всего, городского и сельского населения республики на основе конкретных данных, зафиксированных переписью 1939 г.
В первой возрастной группе с 9 до 19 лет к 1939 г. уровень общей грамотности поднялся с 19,7 % до 92,1%. Разница по уровню грамотности среди городского и сельского населения, среди мужчин и женщин в этой возрастной группе колеблется в пределах 5-6 % (см. табл. 1).
Следующая возрастная группа от 20 по 49 лет является группой демографически активного возраста. Имевшиеся в 1926 г. существенные различия по уровню грамотности между жителями городской и сельской местности, между мужчинами и женщинами были преодолены. Однако темпы роста грамотности женщин выше, чем у мужчин: по республике – на 1,6%, в городах - на 13,1%2. Это свидетельствует об активном вовлечении городских женщин в общественно-производственную жизнь, о росте их общественного и демографического сознания.
Повышение грамотности среди населения демографически активного возраста положительно повлияло на демографические тенденции, т.к. способствовало активному внедрению врачебно-санитарной помощи, повышало культурный уровень жителей. В результате у населения, и в первую очередь, женской его половины появились условия для формирования потребностей, ориентированных на развитие личности, способствующих реализации женщин не только через материнство, но и в общественных сферах деятельности.
В 1926 – 1939 гг. уровень грамотности населения по всей республике в возрастной группе от 50 лет и старше поднялся на 14,9%, среди женщин - на 9,7 и среди мужчин - на 21,5%2. Это является неоспоримым доказательством того, что советская власть стремилась преодолеть неграмотность населения во всех возрастных группах. Но в силу объективных и субъективных причин, которые подробно исследованы учеными, в том числе историками, сохранились существенные различия по уровню грамотности между городом и селом, между мужчинами и женщинами. Учитывая роль старших в обществе, сильное влияние патриархально-родовых пережитков, даже частичное преодоление неграмотности людей этой возрастной группы имело огромное значение во всех областях общественной жизни, в том числе, демографической.
В связи с тем, что этническая структура была одним из решающих факторов, влияющих на демографические процессы, исходя из имеющейся доступной информации, проведем по основным возрастным группам сравнительный анализ грамотности и образовательного уровня кыргызского, узбекского и русского населения.
В середине 20-х годов ХХ в. в возрасте от 9 до 19 лет были грамотными всего 6,4% населения кыргызской национальности. Уровень грамотности среди женщин в данной группе составлял всего 0,4%, среди мужчин - 11,8%, в городе - 55,5%, в селе - всего 8%. В городах грамотные кыргызы мужского пола составляли 14,2% и, являясь в основном служащими в государственных, культурно-просветительских учреждениях, имели и возможность, и потребность в получении знаний. Среди городских женщин уровень грамотности был очень низким - всего 0,9%3, что объяснялось незначительной ролью женщин в общественной жизни, обусловленной сложившимися веками традициями и обычаями.
Перепись 1939г. зафиксировала небывалые достижения в преодолении неграмотности населения Кыргызстана. За 13 лет произошли качественные изменения - грамотность кыргызского населения в возрасте до 19 лет составила 90,3%. При этом были преодолены существенные различия в грамотности среди мужчин и женщин - 92 и 88,5%, также и среди городских и сельских жителей - 94,6 и 90,2% грамотных соответственно. Кыргызское население, несмотря на большую разницу исходных позиций в середине 20-х годов, к моменту проведения переписи 1939г., практически преодолело существующую (более 45%) разницу по уровню грамотности в сравнении с русским населением4.
Надо отметить, что кыргызы достигли столь высоких показателей, благодаря не только проводимой со стороны государства политики, но и благодаря своей способности к быстрой трансформации общественного сознания, обусловленной отсутствием глубокой религиозности.
Этот вывод подтверждается сравнением с уровнем грамотности узбекского населения, проживающего в Кыргызстане. В 1926 г. грамотность узбеков в возрастной группе до 19 лет составляла 7,6%, у женщин - 3,4 %, у мужчин – 11%. Несмотря на одинаковые условия, созданные государством для преодоления неграмотности, к 1939г. уровень грамотности всего узбекского населения был ниже, чем кыргызов, и составил- 83%*, а узбекских женщин - 78,8%.
Качественное изменение демографического потенциала, то есть повышение уровня грамотности населения в возрасте до 19 лет, в годы социалистических преобразований создавало предпосылки для изменения тенденций в демографическом развитии, которые должны были проявиться при вступлении людей этой возрастной группы в репродуктивный возраст. Следовательно, повышение грамотности, имело особенно важное значение для женщин - кыргызок, и впоследствии оказало свое позитивное влияние на изменение демографической структуры.
Возрастную группу от 20 до 49 лет составляло население репродуктивного возраста. В 1926 г. всего 6,5% кыргызского населения данной возрастной группы были грамотными, среди мужчин - 12,7%, среди женщин - 0,3. Как и в предыдущей возрастной группе, уровень грамотности городских кыргызов был почти в 4 раза выше, чем сельских, составляя 24,6%.
К концу 30-х годов уровень грамотности кыргызского населения в возрастной группе от 20 до 49 лет существенно изменился; общий уровень его грамотности достиг 67,7%. Особенно вырос (на 60%) выросла численность грамотных женщин, составив 63% их общей численности. Если сравнить рост грамотности кыргызского и русского населения, то темп прироста численности грамотных кыргызов за межпереписный период более чем в два раза выше, чем русских (61,2% и 26,9% соответственно).
Сравним уровень грамотности кыргызского и узбекского населения, так как они находились и в одинаковых социально-экономических условиях и в начале социалистических преобразований имели практически одинаковый уровень грамотности. Несмотря на государственную политику в отношении равноправия женщин, вследствие более строгого соблюдения религиозных канонов, принижающих их роль, к 1939 г. узбекское население по уровню грамотности отставало от кыргызов. В целом уровень грамотности в данной группе среди узбеков был ниже на 12,2% и равнялся 55,5%. У женщин-узбечек от 26 до 49 лет уровень грамотности составлял 46,7%, то есть на 13,6% ниже, чем у кыргызских женщин. У мужчин уровень грамотности был ниже на 11,2% по сравнению с кыргызами, и составлял 63,3% их общей численности.
Сравнение уровня грамотности по народностям в возрастной группе от 50 лет и старше показало, что, как и в 1926, так и в 1939 гг. среди кыргызского и узбекского населения наблюдался низкий процент грамотных, среди русского - доля грамотных относительно выше. Это говорит о том, что русское население этого возраста по уровню развития стояло выше, чем местное, ибо просвещение стало проникать в их массы гораздо раньше, с утверждением капиталистических отношений.
Впервые используя ранее засекреченные данные по структуре образовательного уровня населения по данным переписи 1939 г., проведем сравнительный анализ по этим показателям между кыргызским, узбекским и русским населением5.
Учитывая, что сравнение абсолютных величин не отражает фактический уровень образованности, так как доля этих национальностей в общей численности населения разная. Используем относительную величину – число грамотных в 1000 человек населения (промилле, ‰). По расчетам к 1939г из 1000 человек кыргызского населения 9,4 имели среднее образование, среди русских- 85,5, узбеков - 8,9 человек. Самый высокий уровень грамотности был у татарского народа - на каждую 1000 человек приходилось 101,6 имеющих среднее образование, самый низкий - у таджиков - 6,3человек3.
Большой интерес представляет рассмотрение этих показателей среди женщин:
Среди имеющих среднее образование кыргызов женщины, составляли 15% (1068 человек), из которых 95,3% находились в возрасте до 30 лет.
Среди русских насчитывалось 11357 женщин со средним образованием (43,8%), из них 75,5 % - в возрасте до 30 лет.
Из 67 человек таджиков, имеющих среднее образование, женщины составляли 10%, или 7 человек и все они находились в возрасте до 30 лет.
Среди 1346 узбеков со средним образованием - 269 женщин (20%), из которых 94,8% - в возрасте до 30 лет.
У татар из 2034 человек, имеющих среднее образование, женщины составляли 41,9 % (852 человека), из них в возрасте до 30 лет - 82,5%4.
Результаты анализа уровня высшего образования по данным переписи 1939г среди населения различных национальностей представлены в следующей таблице 2:
Таблица 2.
|
Кыргызы |
Узбеки |
Таджики |
Русские |
Татары |
Имели высшее образование |
147 |
41 |
3 |
2058 |
130 |
из них мужчины |
137 |
34 |
2 |
1463 |
89 |
в том числе в возрасте до 30 лет |
81 |
23 |
1 |
422 |
44 |
женщины |
10 |
7 |
1 |
595 |
41 |
в том числе в возрасте до 30 лет |
9 |
5 |
1 |
321 |
27 |
Имели высшее образование в возрасте старше 50 лет |
3 мужчин |
нет |
нет |
128, из них 1 женщина |
3 мужчин |
Показатель наличия высшего образования на 1000 человек населения у кыргызов равняется 0,2‰, у русских - 6,8, у татар - 6,5, у узбеков и таджиков – по 0,3‰5. По уровню высшего образования, несмотря на большую абсолютную величину, кыргызское население отставало от других местных народов. Это объясняется исторически обусловленным различием, более ранним переходом к оседлому образу жизни населения этих национальностей, что давало заметные прогрессивные изменения в образовательной структуре уже в начале XX в.
Уровень образованности повысился в основном в демографически активных группах, на которые приходится основной воспроизводственный процесс. При этом у русских в возрастной группе до 30 лет не наблюдается существенных расхождений в уровне образования между мужчинами и женщинами. Это означает, что среди русского населения достаточно высок социальный статус женщин, которые в отличие от местных жительниц, активно привлекались в общественное производство, тем самым, создавая основы перехода к прогрессивным демографическим воспроизводственным отношениям.
Дальнейшее улучшение образовательной структуры напрямую зависело от контингента учащихся. Основываясь на первичных, сводных и архивных данных, рассмотрим по типам учебных заведений степень вовлекаемости в учебный процесс кыргызского, русского и узбекского населения, как определяющих основную тенденцию в демографическом развитии (см. табл. 3).
Почти по всем типам учебных заведений численность русских учащихся выше, чем местных, причем среди них не было значительных расхождений между численностью обучающихся мужчин и женщин. Диспропорция наблюдается только среди учащихся в контингенте «прочие школы и курсы», что, скорее всего, связано с производством, и соответственно здесь обучающихся мужчин в 3 раза больше, чем женщин.
Таблица 3.
Число обучающихся по типам учебных заведений из расчета на 1000 учащихся кыргызского, русского и узбекского населения 6
|
Кыргызы |
Русские |
Узбеки |
||||||
муж- чины. |
жен-щины |
всего |
муж- чины. |
жен-щины |
всего |
муж- чины. |
жен-щины |
всего |
|
Общеобразова-тельные школы для детей |
603 |
5534 |
5569 |
8874 |
907 |
890 |
606 |
5545 |
578 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-4 классы |
494 |
489 |
492 |
572 |
578 |
575 |
525 |
515 |
520 |
5-7 классы |
105 |
43 |
75 |
252 |
271 |
261 |
77 |
28 |
54 |
8-10 классы |
3 |
1 |
2 |
50 |
56 |
53 |
3 |
1 |
2 |
Школы ФЗУ и типа ФЗУ |
0,1 |
|
|
2 |
1 |
1 |
|
|
|
Техникумы и учебные заведения аналогичного типа (вкл. заочно) |
7 |
1 |
4 |
25 |
28 |
26 |
4 |
1 |
2 |
Вузы (вкл. заочно) |
3 |
|
2 |
17 |
15 |
16 |
1 |
|
1 |
Общеобразова-тельные школы для взрослых и школы для неграмотных и малограмотных |
359 |
461 |
408 |
25 |
30 |
28 |
365 |
448 |
404 |
Прочие школы и курсы |
25 |
2 |
13 |
55 |
17 |
36 |
23 |
3 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнительно-сопоставительный анализ численности учащихся кыргызского и узбекского населения показал, что вне зависимости от пола на 1000 школьников у узбеков приходилось большее число учащихся общеобразовательных школ, нежели у кыргызов. Однако учеников - кыргызов в группе с 5 по 7 класс, больше чем узбеков на 38,9%, а среди девочек на 53,6 %, а старшеклассников среди кыргызов и узбеков одинаковое число.
В высших учебных заведениях такое различие сохранялось и заключается в том, что у кыргызов на 1000 человек приходилось два студента, а у узбеков - один. Данное расхождение особенно наглядно, в абсолютных величинах: среди узбеков обучалось в вузах 46 человек, а среди кыргызов – 640 студентов, т.е. в 14 раз больше. Это означает, что степень вовлекаемости в образовательный процесс у кыргызского населения была выше, ибо у него, в отличие от узбекского, меньший уровень религиозности способствовал более быстрой трансформации к новым изменениям.
Если рассматривать соотношение учащихся мужского и женского пола, то у узбекского населения на 1000 учащихся мужчин приходились 874 женщины, у кыргызского – 947. Это различие между численностью учащихся кыргызок и узбечек особенно проявилось в 5-7 классах общеобразовательных школ, а также в школах взрослых для безграмотных и малограмотных, где численность кыргызок превышала узбечек. Увеличение количества обучающихся девочек-кыргызок подтверждает вывод о сокращении среди них ранних браков.
При рассмотрении уровня грамотность по регионам республики следует отметить ее неравномерность. Низкий уровень грамотности наблюдался в Ошской и Джалал– Абадской областях, высокий – в г. Фрунзе. В двух вышеназванных областях грамотность женщин была ниже общереспубликанского уровня. По городским и сельским местностям этих областей наблюдается идентичная тенденция. Эти различия обусловлены этнической структурой: в регионах республики - где в составе населения преобладали выходцы из европейской части СССР, грамотность была выше, там же где преобладало местное население, грамотность была ниже, причем в большинстве случаев за счет женщин.
К концу 30-х годов в общей массе населения была преодолена безграмотность, созданы условия для дальнейшего роста образованности на более высоком уровне – получения специального образования. В областных центрах и г.Фрунзе со второй половины 30-х годов начали действовать специализированные и высшие учебные заведения, выходцы из Кыргызстана получали образование в центральных вузах, в первую очередь, в Ленинграде, Москве и Ташкенте. Вопросы развития высшего и среднего образования в СССР исторической наукой достаточно широко исследованы, поэтому остановимся только на некоторых данных.
По данным переписи 1939г. в нашей республике насчитывалось 47348 человек со средним образованием, из них- 17234 женщины, высшее образование имели 3250 человек, из них - 847 женщин6. Среди областей на первом месте была Фрунзенская, где на 1000 человек приходилось 55 человек со средним образованием и 4,3 - с высшим, на втором – Иссык-Кульская, 37,3 и 1,7; далее Ошская - 18,9 и 1,7; Джалал–Абадская – 17,9 и 1,1 и Тянь–Шанская - 14,7 и 0,7 7 соответственно.
Специалисты, получившие образование в области медицины, педагогики, культуры, права и других отраслей народного хозяйства способствовали формированию новой культуры потребления, здравоохранения, просвещения, социальной психологии и привели, в конечном счете, к новым тенденциям в демографическом процессе, обеспечив переход населения от регрессивного к прогрессивному воспроизводству.
Профессионально–социальная структура населения наряду с грамотностью, также играет ключевую роль в демографическом переходе от одного типа воспроизводства к другому. Рассмотрение итоговых данных материалов переписи 1939 г. по социальной стратификации общества и сравнение его динамики с данными 1926 г. показало, что социалистические преобразования, проведенные в конце 20-х и 30-е годы, в корне изменили структуру населения по этим параметрам (см. табл. 4).
Таблица 4
Состав населения по общественным группам (в процентах) 8
(по данным переписи 1939г)
Общественные группы |
Городское население |
Сельское население |
Все население |
||||||
муж. |
жен. |
всего |
муж. |
жен. |
всего |
муж. |
жен. |
всего |
|
Все население |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Рабочие |
49,83 |
49,17 |
49,52 |
15,83 |
13,8 |
14,8 |
22,30 |
20,1 |
21,22 |
Служащие |
29,99 |
33,48 |
31,65 |
8,48 |
7,46 |
7,98 |
12,57 |
12,1 |
12,33 |
Колхозники |
12,41 |
8,84 |
10,71 |
70,69 |
73,7 |
72,2 |
59,61 |
62,2 |
60,89 |
Кооперированные кустари |
3,01 |
3,45 |
3,22 |
1,01 |
0,96 |
0,98 |
1,39 |
1,40 |
1,40 |
Некооперирован-ные кустари |
2,95 |
2,96 |
2,96 |
0,92 |
0,81 |
0,86 |
1,30 |
1,19 |
1,25 |
Крестьяне-единоличники |
1,69 |
1,95 |
1,81 |
3,02 |
3,17 |
3,10 |
2,77 |
2,96 |
2,86 |
Нетрудящиеся |
0,12 |
0,15 |
0,13 |
0,05 |
0,03 |
0,04 |
0,06 |
0,05 |
0,05 |
Если в 1926 г. рабочие составляли 4,1% всего трудоспособного населения республики, то в 1939 г. их доля выросла до 21,22%, удельный вес служащих в общей численности населения возрос с 2,3 до 12,33%. Кроме этого, появился новый социальный слой - колхозники, составившие в силу аграрного характера хозяйства республики основное население - 60,9%. Кооперированные и некооперированные кустари и единоличники составляли всего 5,51% населения и их роль в социальной жизни республики была незначительной. В целом по республике неработающие составили 0,05% всего населения.
На изменение уровня демографического сознания и поведения населения, вместе с его социальной стратификацией, в значительной степени влияла его профессиональная структура. В годы советской власти социальный статус человека зачастую отражал не только характер производственных отношений. Население, несмотря на одинаковые социально–экономические, жилищно-бытовые условия, на одинаковую степень доступности к культурно–просветительным, здравоохранительным сферам общественной жизни, причислялось к различным социальным слоям - рабочим и крестьянам, в зависимости от форм собственности производства (государственной или коллективной), а также от характера оплаты заработной платы.
Чтобы понять истоки перехода от регрессивного к прогрессивному воспроизводству, рассмотрим также занятость и сферы занятости населения республики с учетом этнической принадлежности. В 1939г. основную часть населения республики составило местное население, в том числе более 50% - коренное население - кыргызы, у которых еще не полностью были преодолены патриархально-родовые отношения, обусловившие своеобразие социально-профессиональной структуры. Хотя в итоговых таблицах переписи 1939г. выделена профессиональная структура только в отношении кыргызов ко всему населению9, все же эти данные дают возможность не только рассмотреть основные направления занятости, но и получить более подробную количественную характеристику.
Сравнительный анализ общей занятости жителей республики по основным направлениям народного хозяйства показал, что представители кыргызского населения, в том числе женщины-кыргызки были заняты во всех производственных процессах, но традиционным все же оставался труд в сельском хозяйстве. В 1939 г. 69,2% всех сельских работников составляли кыргызы (см. табл.5).
Согласно материалам переписи, занятых в сельском хозяйстве кыргызов насчитывалось 268661человек, из них 96,5% занимались неквалифицированной работой, техникой управляли 2834 кыргызов (1,05%), и 6526 человек (2,42%) занимались управленческой деятельностью. Среди кыргызского населения из всех, занятых руководящей работой, женщины составляли 197 человек (3,01%), а сельскохозяйственной техникой управляли 81 женщина (1,24%)11. Если бы не Великая Отечественная война, специализация в сельском хозяйстве была бы начата раньше, что способствовало бы изменению социально-экономических и культурно-бытовых условий жизни населения, особенно женщин, а также изменению в характере демографических процессов.
В профессиональной структуре кыргызского населения к 1939г. наблюдались существенные позитивные сдвиги, позволившие за столь короткий срок проведения социалистических преобразований сформировать основы национальной научно-технической, культурно-просветительской и управленческой интеллигенции
Таблица 5
Состав населения (в т. ч. кыргызов) по занятиям и национальностям 10
(по данным переписи 1939г).
Занятия |
Всего |
Из них кыргызы |
Доля кыргызов, в общем числе занятых (в %) |
|
|||||||||||||
число лиц, имеющих занятия |
в том числе женщин |
число лиц, имеющих занятия |
в том числе женщин |
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Руководители партийных организаций, государственных, кооперативных . и общественных. учреждений и предприятий |
14208 |
1224 |
5424 |
235 |
38,2 |
|
|||||||||||
Технический персонал |
8794 |
1144 |
842 |
19 |
9,6 |
||||||||||||
Медицинские работники (без санитарок, сиделок и нянь) |
3276 |
2467 |
167 |
109 |
5,1 |
||||||||||||
Культурно-политический, просветительный персонал |
16058 |
5623 |
8323 |
1594 |
51,8 |
||||||||||||
Работники искусства |
1269 |
396 |
432 |
175 |
34 |
||||||||||||
Юридический персонал |
285 |
21 |
60 |
1 |
21.1 |
||||||||||||
Работники связи (без почтальонов и письмоносцев) |
1009 |
659 |
48 |
17 |
4,8 |
||||||||||||
Работники торговли, заготовок и складсого хозяйства |
5838 |
1190 |
855 |
63 |
14,6 |
||||||||||||
Планово-контрольный персонал |
2643 |
435 |
513 |
23 |
19,4 |
|
|||||||||||
Работники учета |
16930 |
3781 |
3913 |
106 |
23,1 |
|
|||||||||||
Делопроизводственный персонал, в том числе машинистки |
3529 |
1889 |
935 |
119 |
26,5 |
|
|||||||||||
604 |
599 |
59 |
59 |
9,8 |
|
||||||||||||
Занятые по охране и восстановлению леса |
299 |
19 |
154 |
5 |
51,5 |
|
|||||||||||
Занятые на лесозаготовках. и лесосплаве |
3153 |
127 |
1951 |
91 |
61,9 |
|
|||||||||||
Занятые в рыболовстве и рыбоводстве |
226 |
20 |
35 |
5 |
15,5 |
|
|||||||||||
Занятые в охоте и звероводстве |
1479 |
5 |
1395 |
3 |
69,2 |
|
|||||||||||
Занятые в сельскохозяйственном производстве |
388368 |
180761 |
268661 |
121414 |
69,2 |
|
|||||||||||
Горняки |
3477 |
258 |
703 |
49 |
20,2 |
||||||||||||
Металлисты |
12273 |
165 |
1832 |
12 |
14,9 |
||||||||||||
Деревообработчики |
2575 |
89 |
198 |
25 |
7,7 |
||||||||||||
Полиграфисты |
703 |
316 |
86 |
27 |
12,2 |
||||||||||||
Текстильщики |
2520 |
1323 |
329 |
126 |
13,1 |
||||||||||||
Шшвейники |
2493 |
1924 |
214 |
204 |
8,6 |
|
|||||||||||
Кожевники |
523 |
39 |
40 |
2 |
7,6 |
|
|||||||||||
Обувщики |
3044 |
89 |
334 |
3 |
11 |
|
|||||||||||
Пищевики |
5724 |
1226 |
1036 |
143 |
18,1 |
|
|||||||||||
Химики |
256 |
41 |
12 |
1 |
4,7 |
|
|||||||||||
Минеральшики |
1159 |
213 |
253 |
40 |
21,8 |
|
|||||||||||
Занятия на силовых установках и подъемных механизмах |
1659 |
388 |
140 |
3 |
2,5 |
|
|||||||||||
Строители |
18136 |
498 |
2631 |
89 |
14,5 |
|
|||||||||||
Транспортники |
24649 |
557 |
5839 |
86 |
23,7 |
|
|||||||||||
|
.
По данным переписи 1939г.
- среди руководителей партийных, государственных, кооперативных и общественных предприятий на республиканском уровне были заняты 14,3% или 115 кыргызов, из них женщин было 11 или 9,6%;
- на уровне районов и городов среди руководителей этого уровня- 45,2%, то есть 1103 человека были кыргызской национальности, из них 103 или 9,3% являлись женщинами;
- из 246 судей и прокуроров в республике кыргызы составляли 116 человек или 47,2%, из них 8 женщин (6,9%);
- из 50 человек инженерно-технического персонала - пятеро, из 11 конструкторов– 1 человек были представителями кыргызского населения;
- из 142 экономистов-кыргызов контрольного персонала, составлявших 3,4% от всех экономистов в республике, женщин было 2;
- из 189 бухгалтеров -кыргызов – 5 женщин
- из 17 врачей–кыргызов - четверо женщин;
- в числе 32 научных работников и преподавателей - 4 женщины,
- из 364 актеров и режиссеров - 167 женщин12.
Хотя в целом представители кыргызского населения, в том числе женщины во многих сферах деятельности были малочисленны, тем не менее, их наличие стало большим достижением7.
В результате коренного перелома социально-экономических и политических отношений сама профессиональная структура начала влиять на демографические процессы.
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что при изучении демографического развития республики главным направлением является рассмотрение не региональных и не расселенческих, а именно этнических различий населения. В целом, занятость населения в коллективных хозяйствах, особенно в промышленности, а также в государственно-административных, культурно-просветительских учреждениях создавала условия для взаимовлияния и взаимопроникновения различных культур во все сферы социальной и духовной жизни людей различных национальностей.
Результаты развития социально-экономических, культурно–политических условий жизни населения способствовали изменениям в соотношении городского и сельского населения, в социально-профессиональной структуре, в образовательном уровне. Все это обусловило изменение демографического сознания, предопределило возникновение нового демографического поведения, особенно среди городского населения, которое начало проявляться во второй половине ХХ в.
Чтобы понять значение всех этих преобразований и их влияния на демографические процессы, необходимо эти количественные и качественные параметры населения сравнить с параметрами следующих поколений.
В период с 1939 по 1959 гг., то для всех народностей был характерен высокий темп роста образовательного уровня в сельских местностях, хотя к 1959г. он еще значительно отставал от городского. Согласно данным переписи 1959г. на 1000 человек образованность в городах составляла 180 промилль, а в сельских местностях - 67‰ 8, т.е. почти в три раза ниже.
Сопоставление данных об образовании по итогам переписей 1939 и 1959гг. показало, что у русских, украинцев и татар по сравнению с кыргызами, узбеками, таджиками образовательный уровень выше, так как они изначально в 30-е годы имели лучшее стартовое положение. Анализ образовательного уровня по народностям с учетом полов показал, что у всех национальностей, кроме русской и татарской, темп образовательного роста женщин в расчете на 1000 человек был выше. Однако среди женщин меньше, чем среди мужчин было имеющих неоконченное среднее, среднее и высшее образование. Это означает, что в рассматриваемый период Советское государство смогло добиться значительных успехов в повышении образовательного уровня женщин тех народностей, которые по образовательному уровню в 1939г. стояли ниже, чем женщины татарского и русского населения. Тем не менее, и в 1959г. коэффициент имеющих высшее, среднее и неполное среднее образование, оставалось у них все же ниже в сравнении с женщинами русского и татарского населения. Сравнительный анализ образовательного уровня населения по наиболее многочисленным национальностям показал, что замедленный темп роста наблюдался у узбекского и казахского народов. Причины этого отставания у узбеков можно объяснить их большей религиозностью, а также, независимо от проживания в городских или сельских местностях, меньшей вовлекаемостью в общественное производство, что объясняется вековыми традициями ориентирования на овладение торгово-ремесленными профессиями, не предполагающими совершенствование образования.
Низкий показатель численности, имеющих незаконченное среднее, среднее и высшее образование у казахского народа, по–видимому, был обусловлен тем, что на родину возвращались в основном имеющие профессии, требующие наличия образования, а оставшаяся часть осевших в нашей республике казахов преимущественно были в основном людьми физического труда.
Отметим, что в отличие от других периодов более подробный анализ изменений этнической структуры в количественном и качественном аспекте с 1939 по 1959гг. представляется сегодня невозможным. С целью сокрытия демографических катастроф и последствий Великой Отечественной войны основные показатели переписи 1959г. по национальностям не разрабатывались. Изучение огромного массива первичных разработочных материалов местных административных органов, где учитывалась этническая принадлежность населения, силами заинтересованных исследователей в будущем может дать более подробную информацию, для анализа количественных и качественных изменений этнической структуры населения Кыргызстана.
Далее, исходя из информативной возможности сводных данных переписи 1959г., рассмотрим образовательный уровень в аспекте половозрастной структуры и характера размещения. К концу рассматриваемого периода проблема всеобщей грамотности была в основном решена. Если в 1939г. грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет составляла у мужчин - 84,9%, у женщин - 74,4%, то к 1959 г. она составила у мужчин - 99,0%, а у женщин - 97,0%, 9. Тем самым, в стране была выполнена программа всеобщей грамотности.
Развитие промышленности, расширение технической базы сельского хозяйства, а также дальнейший рост научно-образовательной сферы выдвинули задачу осуществления обязательного семилетнего образования. Согласно данным переписи 1959г. из каждой 1000 человек старше 10 лет имели высшее образование 19 человек, 323 имели незаконченное высшее и среднее, включая неполное среднее, а 239 человек - начальное и незаконченное семилетнее.
Для анализа используем сводные данные итогов переписи 1959г. «Уровень образования населения наиболее многочисленных национальностей в 1939 и 1959гг.», где данные приведены в отношении к 1939 г.10 Согласно опубликованным материалам переписи 1959г., по сравнению с 1939г, численность имеющих образование среднее, неполное и высшее на 1000 человек по республике выросла с 34 до 240 человек, т.е. увеличилась в 7,1 раза. При этом сельское население имело в основном существенные различия с городским по уровню образования.
Уровень образованности мужчин и женщин существенно различались: на 1000 человек всего населения приходилось 270 образованных мужчин и 216 образованных женщин. Но интенсивность изменения образовательного уровня за 20 межпереписных лет у женщин была выше. Если в 1939г. на 1000 человек приходилось всего 25 образованных женщин, т.е. в сравнении с мужчинами меньше на 19 человек, то к 1959г. этот показатель вырос у женщин в 8,6 раза, а у мужчин - в 6,1 раз.. Из трудившихся в 1959г. на 1000 человек, имеющих образование, у мужчин приходилось 449 человек, а у женщин – 404. Таким образом, диспропорции образовательного уровня мужчин и женщин в основном были преодолены 11.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что большой заслугой и достижением Советского государства является то, что, несмотря на сложную обстановку рассматриваемого периода, образовательная сфера оставалась важным направлением его политики. Усилия советской власти в области ликвидации неграмотности в 20-е и 30-е годы создали основу для дальнейшего качественного изменения образовательной структуры, благодаря которой стало постепенно реализовываться обязательное неполное среднее образование для всего населения и в республике были преодолены существенные расхождения в образовательной структуре между мужчинами и женщинами.
Сравнительно-сопоставительный анализ на основе опубликованных данных образовательной структуры городских и сельских жителей с учетом половозрастной структуры показал некоторые особенности, связанные с демографической структурой.
Во-первых, к концу 50-х годов в возрастной группе от 10 до 24 лет наблюдается увеличение доли женщин, имеющих высшее, незаконченное и среднее специальное образование, а доля имеющих среднее общее, неполное среднее, начальное и незаконченное семилетнее, - наоборот снижается. Это свидетельствует о том, что вовлечение девочек в школьное образование не приобрело массового характера, что было обусловлено еще существующей практикой ранних брачных отношений, низким привлечением женщин в общественное производство.
Во-вторых, сравнение относительных данных по образованию на 1000 человек соответствующего пола и возраста показало, что у рожденных с конца 20-х годов вектор направления уровня образованности с увеличением возраста шел на повышение, за исключением возрастной группы от 25 до 29 лет. К этой группе относились рожденные в 1930-34 годы, для которых время школьного обучения приходилось на военные годы и в послевоенные восстановительные годы они не были охвачены учебным процессом в старших ступенях школьного образования. Это подтверждает косвенное влияние последствий войны на демографическое развитие, в том числе на снижение уровня образованности демографически активных групп, что привело к снижению качества образования всего населения.
В-третьих, рассмотрение уровня образования по половозрастной структуре показало наличие существенных расхождений между городскими и сельскими жителями. Уровень образованности сельского населения по сравнению с городским, в основном был значительно ниже. Исключение составляют возрастных групп от 10 до 19 и с 20 до 24 лет, Согласно данным переписи 1959г. в возрастной группе с 10 до 19 лет на 1000 человек, имеющих начальное и незаконченное среднее образование, в городах насчитывалось 327 человек, а в сельских местностях - 356, в возрастной группе с 20 до 24 лет среди городского населения данный показатель составлял 207, среди сельского - 251 человек12. Среди женщин данное различие наблюдается и в возрастной группе от 25 до 29 лет; которые получали образование в основном в тяжелые военные и послевоенные годы. В городе уровень образования у женщин составляло 305, в селе 315 человек на каждую тысячу женщин. Это объяснялось особенностью социально-хозяйственного уклада жизни городского и сельского населения.
Можно предположить, что на снижение уровня образования городских женщин повлиял стихийный приток извне населения в тяжелые послевоенные годы, особенно в годы голода и засухи (1946-1947гг). К сожалению, в нашем распоряжении отсутствуют сведения о качественном составе мигрантов извне, но на основе изучения закономерностей миграционных процессов, можно сказать, что большая часть оседавших в городских поселениях людей, не получила в военные и послевоенные годы законченного среднего образования.
Рассмотрим различия образовательного уровня среди городского и сельского населения с учетом их полового соотношения. В 1959г. на 1000 человек в городах приходилось 336 человек с высшим, средним и незаконченным средним образованием, в селе - всего 193, то есть в 1,7 раза ниже. В городе из 1000 мужчин образованные составляли 349, в селе – 229человек, среди городских женщин - 323, среди сельских - 159 человек13. Однако по интенсивности повышения образованности за межпереписный период можно отметить приоритет села. У городского населения темп прироста образованного населения на 1000 человек, вырос в 3 раза, у сельского - в 11 раз, то есть более чем втрое. Темп прироста образованных сельских женщин выше, чем городских в 5 раз: если в 1939г. было 10, то в 1959г. - стало 159 образованных.
К концу 50-х годов на процесс продолжения образования у сельских женщин негативно еще сказывались традиции и обычаи, определяющие их статус. Объективной причиной более высокого образовательного уровня городского населения являлась потребность городов в квалифицированных кадрах, как промышленных, культурно–образовательных и административных центров. В сельских местностях потребность в образовании еще не была четко сформирована из-за исторически сложившегося социально-экономического уровня развития. Кроме того, в селах из-за нехватки рабочих рук в связи с людскими потерями в годы войны было меньше возможностей продолжения образования, в том числе начального и семилетнего. Следовательно, переход к новым воспроизводственным отношениям и изменениям в демографической структуре сельского населения будет еще надолго замедлен.
На изменение характера демографических процессов оказывала большое влияние социальная стратификация населения. Проанализируем изменения с 1939 по 1959гг. соотношений между традиционно принятыми в советской науке общественными группами - колхозников, рабочих и служащих
Таблица 6
Распределение населения по общественным группам
|
Все население |
Рабочие и служащие |
Из них: |
Колхозники |
Крестьяне- единоличники, кустари некооперированные |
|
рабочие |
служащие |
|||||
1939г. |
100 |
33,7 |
21,3 |
12,4 |
62,2 |
4,1 |
1959г. |
100 |
58,0 |
40,1 |
17,9 |
41,7 |
0,3 |
в 1939 и 1959 гг. (в % к итогу) 14
В ходе дальнейшего социально–экономического развития республики происходят существенные изменения в социальной стратификации общества. За счет сокращения численности колхозников, некооперированных кустарей и крестьян-единоличников идет увеличение числа рабочих и служащих. На увеличение числа рабочих влияло не только развитие промышленности, но и сам процесс преобразования колхозов в совхозы, при котором вчерашние колхозники становились рабочими. Такие изменения в целом были прогрессивным явлением, повлекли повышение культурно–образовательного уровня, бытового сознания, культуры общения и использования прогрессивных технологий в сфере социальных услуг. В конечном счете, все это послужило основой изменения демографических явлений.
С 1939 по 1959гг. по всем возрастным группам наблюдается высокий рост уровня образованности. Так у служащих данный показатель составил 906 ‰, что превышало в три раза уровень 1939 г. У рабочих в 1959г., по сравнению с 1939г., образовательный уровень вырос в среднем в 10 раз и на 1000 человек приходился 381 имеющий высшее, среднее и незаконченное среднее образование. Данный показатель у колхозников в 1959г.был естественно ниже - на 1000 человек приходилось всего 278 человек,. имеющих незаконченное среднее, среднее и высшее образование, но абсолютная их численность за эти годы увеличилась почти в 70 раз ( см. табл.7).
Таблица 7
Уровень образования рабочих, служащих и колхозников в 1939 и 1959 гг. 15
На 1000 занятых имеют высшее и среднее образование, включая неполное среднее |
||||||||||||
|
все обществен- ные группы |
в том числе |
||||||||||
рабочие |
служащие |
колхозники |
||||||||||
|
1939г. |
1959г. |
1939г. |
1959г. |
1939г. |
1959г. |
1939г. |
1959г. |
||||
Городское и сельское население |
||||||||||||
Оба пола |
56 |
429 |
35 |
381 |
384 |
906 |
4 |
278 |
||||
Мужчины |
64 |
449 |
42 |
395 |
342 |
881 |
6 |
329 |
||||
Женщины |
43 |
404 |
10 |
359 |
509 |
932 |
1 |
228 |
||||
Городское население |
||||||||||||
Оба пола |
166 |
567 |
44 |
419 |
445 |
902 |
11 |
247 |
||||
Мужчины |
154 |
535 |
54 |
424 |
401 |
875 |
14 |
288 |
||||
Женщины |
196 |
614 |
13 |
411 |
545 |
927 |
4 |
182 |
||||
Сельское население |
||||||||||||
Оба пола |
31 |
362 |
27 |
338 |
326 |
911 |
3 |
279 |
||||
Мужчины |
40 |
404 |
32 |
360 |
295 |
888 |
6 |
330 |
||||
Женщины |
18 |
313 |
6 |
302 |
455 |
943 |
1 |
229 |
||||
На основе сравнительного анализа данных, представленных в таблице 7, можно сказать, что самыми образованными являются служащие, что обусловлено родом их занятий и является закономерным явлением. Повышение образовательного уровня рабочих и колхозников является позитивным явлением советского строя, особенно в отношении последней общественной группы.
В исследовании демографического развития имеет важное значение образовательный уровень мужчин и женщин в городских и сельских местностях по социальным стратификациям. Как видно из таблицы 54 в 1939г. уровень образования женщин в городах и селах среди рабочих и колхозников очень незначителен, хотя более высок среди рабочих в городской местности. Среди образованных служащих преобладают женщины – их в городах более половины, в сельской местности – немногим менне половины из каждой 1000 человек.
К 1959 г., хотя и идет прирост, но наблюдается аналогичное соотношение среди мужчин и женщин в этих социальных группах, как в городе, так и селе. Среди служащих более высокий уровень образованности, но их доля в общей численности населения составляла всего 17%. В связи с этим по-прежнему оставался актуальным рост числа образованных рабочих и колхозников. В 1959 г. не было особых различий в образованности среди мужчин колхозников и рабочих, а численность женщин-колхозниц, имеющих образование, составляла 228 человек на каждую тысячу, то есть на 131 человек меньше, чем численность образованных рабочих женщин.
Представляет интерес сравнение доли населения, имеющего высшее, незаконченное высшее, среднеспециальное, среднее, неполное среднее, начальное и незаконченное семилетнее образование по общественно-социальным группам.
В таблице 8 представлен качественный уровень образования по социальным группам – рабочим, служащим, колхозникам.
Таблица 8
Уровень образования по общественным группам 1615
Общественные группы |
На 1000 занятых имеют образование |
|||
высшее, незаконченное высшее и среднее специальное |
среднее, общее |
неполное среднее |
начальное, незаконченное семилетнее |
|
Все группы |
103 |
69 |
257 |
246 |
Рабочие |
19 |
62 |
300 |
344 |
Служащие |
512 |
157 |
237 |
73 |
Колхозники |
11 |
39 |
228 |
230 |
Самый высокий уровень образования у служащих, и в основном на его долю приходятся специалисты с высшим и специальным средним образованием, занятые в производстве. Сопоставление уровня образования рабочих и колхозников показывает, что имеются достаточно существенные различия (в 1,3 –1,7раза) по уровню образования, хотя обе группы заняты физическим трудом. Этому явлению способствовали, различия проживания этих общественных групп. Рабочим, проживающим в основном в городах, поселениях городского типа и более крупных селениях, были более доступны возможности продолжения образования. К тому же, работа в промышленных производствах требовала наличия более высокого образования.
Среди женщин - служащих как в городской, так и сельской местности большинство имеют высшее, незаконченное высшее и среднеспециальное образование. При этом, из 1000 служащих – женщин в городе - 497, в селе - 548 образованных женщин. Среди женщин-работниц и колхозниц и в городах и в селах наблюдается обратная тенденция – у них преимущественно образование начальное и незаконченное семилетнее.
Следовательно, наряду с другими факторами социальная стратификация начала играть ведущую роль в повышении уровня образования населения. Это означает, что образованность женщин, особенно в сельских местностях, зависела от повышения уровня социально-экономического развития, который требовал больше квалифицированных рабочих и служащих. Увеличение доли этих социальных групп внесло существенное изменение в общественное сознание, в том числе демографическое.
Для дальнейшего повышения уровня образования, особенно средне-специального и высшего, кроме принадлежности к определенной общественной группе имела большое значение профессиональная структура. Одним из главных недостатков материалов переписи 1959г. являлось отсутствие разработок ее итогов по национальностям, и в группировке по занятиям учтена только половозрастная структура. Основываясь на имеющихся данных, проведем анализ изменений профессиональной структуры населения Кыргызстана по возрастным группам.
В 1939 г. в республике преимущественно физическим трудом занималось 86,2% населения, а в 1959г. - их доля снизилась до 81 %. Снижение доли людей, занятых преимущественно физическим трудом, за 20 лет всего на 5,2%17 свидетельствует о замедленном темпе развития социально-культурной, образовательной сферы в республике.
За рассматриваемый период получили дальнейшее развитие легкая, обрабатывающая, пищевая и строительная промышленность, способствующая расширению профессиональной структуры в этих отраслях народного хозяйства. По сравнению с 1939г. более чем в три раза увеличилась численность людей таких профессий, как горняки, металлурги, химики, швейники, лесники, наладчики силовых установок и подъемно–транспортных механизмов, железнодорожники, автотранспортники и городские электротранспортники, а также санитары, сиделки, няни и т.д.
Следствием проведенных социально–экономических преобразований, а также под непосредственным воздействием эвакуации с западных районов СССР промышленных предприятий, стало увеличение специалистов различных профессий в автомобильном, железнодорожном и других видах городского транспорта. В связи с разработкой атомного вооружения началась разработка рудников в нашей республике, имеющих непосредственное отношение к оборонной промышленности, что, в свою очередь, привело к увеличению численности необходимых профессий
С 1939 по 1959 годы численность занятых в сельском хозяйстве снизилась на 4182 человека. В основном шло сокращение среди звеньевых, работников поливного хозяйства, а также подсобных специальностей. Шел рост числа комбайнеров, трактористов, садоводов, овощеводов, бахчеводов, а также пастухов18 (более, чем в 3 - 4 раза). Такое изменение в численности занятых сельским хозяйством говорит о том, что расширялось выращивание технических культур, продолжалось дальнейшее укрупнение мелких хозяйств, повышалось использование техники в сельском хозяйстве, тем самым, освобождались рабочие руки для развивающейся промышленности.
Среди профессий, связанных с умственным трудом, в 3-4 раза увеличилась численность инженерно-технических, медицинских работников, что свидетельствует о развитии промышленности и сети здравоохранения. Примерно в два раза больше стало представителей таких профессий как педагоги, научные и культурно–просветительские работники, литераторы, печатники, связисты, а также агрономы, ветеринары, работники коммунальных услуг, общественного питания, снабжения.
Таким образом, значительное расширение наименований профессий зафиксированное в итогах переписи 1959г. по сравнению с 1939г., а также рост численности занятых людей этих профессий, показывают направление развития народного хозяйства в исследуемый период.
Итак, несмотря на тяжелое социально-экономическое положение, вызванное войной, в республике продолжался неуклонный рост культурного уровня и бытового обслуживания населения, что стало результатом продолжения политики выравнивания социально-культурного развития союзных республик, хотя в более замедленном темпе по сравнению с предыдущим межпереписным периодом.. Это является заслугой национальной политики Советского государства, так как развитие этих сфер в основном обеспечивалось за счет центральных общесоюзных бюджетных средств. Изменение профессиональной структуры в сторону прогрессивного расширения способствовало росту общественного сознания, в том числе демографического и послужило одним из факторов нового демографического поведения, направленного на иной тип воспроизводства.
В сводных итогах переписи 1959г. приведены данные возрастной структуры населения, занятого в отдельных отраслях народного хозяйства и производствах19. Сравнительно-сопоставительный анализ выявил следующие тенденции: наибольшее число занятых в возрастной группе от 20 до 29 лет - по республике 343‰, в возрастной группе от 30 до 39 лет – 146‰... В возрастной группой от 60 и старше, идет возрастание численности занятых с 45 до 57 человек. У мужчин возрастной группы от 55 до 59 лет, по сравнению с женщинами увеличивается численность занятых в производстве практически в 2 раза, то есть с 48 до 83‰. У женщин старше 60 лет, идет снижение числа занятых с 41 до 25 ‰20.
Рассмотрим профессиональную структуру среди женщин, ибо перемены именно в их положении являются основополагающим фактором в изменении характера демографического процесса. Во всех профессиях, за исключением сельскохозяйственных, наблюдается увеличение доли работающих женщин, а в сельской местности идет сокращение доли женщин среди руководителей среднего звена - звеньевых, бригадиров. Наибольший рост численности женщин наблюдается среди художников, скульпторов, композиторов, дирижеров, музыкантов и отрицательный рост – среди артистов и режиссеров. В других отраслях наибольший рост (более чем в 9 раз) наблюдается в таких профессиях как строители, обувщики, инженерно–технические работники. Среди занятых выращиванием лесов и по их охране увеличение численности женщин более, чем в 37 раз (с 19 женщин в 1939г. занятых в этой области было 19 женщин, до 702 человек к 1959 г)21.
Итак, во всех профессиях отмечается значительный рост удельного веса женщин, подтверждающий, что они по сравнению с 30–ми годами, больше вовлекались в общественное производство, особенно там, где необходимо было наличие определенных навыков и знаний. Следует отметить, что женщины, как и в 30-е годы, активно привлекались на руководящие посты. Так, по сравнению с 1939 г. увеличилась в 1,7 раза (до 960 человек), численность женщин, занимающих руководящие должности в государственных, партийных, комсомольских, профсоюзных и других учреждениях, а количество женщин-руководителей предприятий и их структурных подразделений возросло в 4,1 раза, достигнув 837 человек. Число женщин-судей и прокуроров увеличилось в 1,9 раза (45 человек), составив 16% от всего судейского и прокурорского корпуса республики22.
Таким образом, исследуя изменения социально–профессиональной, образовательной и этнической структуры населения в демографическом аспекте за межпереписные 1939-1959 годы можно прийти к следующим выводам:
- Изменение социально- профессиональной и образовательной структуры были взаимосвязаны с этнической структурой, которая существенно изменилась за рассматриваемый период.
- Несмотря на последствия войны и послевоенные трудности, шло дальнейшее совершенствование социально-профессиональной и образовательной структуры.
- Количественное и качественное повышение доли женщин во всех структурах привело к изменению их демографического сознания и поведения.
- В демографической структуре не наблюдалось таких интенсивных качественных изменений, как в конце 30-х годов.
Все это стало в дальнейшем основой совершенствования демографической структуры и изменения воспроизводственных процессов в республике, в результате которых Киргизская ССР в 80-е годы ХХ в. стала второй по счету в Средней Азии республикой (после Казахстана), перешедшей к новым прогрессивным типам демографических отношений.
* Далее будут использованы наши расчеты сост. по данным: Всесоюзная перепись населения 1926 года. - Т.У111. – С.206-209; РГАЭ РФ. – Ф.1562, оп. 336, д. 265, л. 9.
1 РГАЭ РФ. - Ф. 1562, оп. 336, д. 265, л. 5.
2 Всесоюзная перепись населения 1926 года. - Т.У111. – С.206-209, 212-214.
3 РГАЭ РФ. – Ф.1562, оп. 336, д. 265, л. 17-20.
4 Подсчитано по данным: РГАЭ РФ. - Ф.1562, оп. 336, д. 265, л. 17-19.
5 РГАЭ РФ. – Ф.1562, оп. 336, д. 265, л. 17-20.
6 Сост. по: РГАЭ РФ. - Ф.1562, оп. 336, д. 265, л.21-25.
7 Там же, л. 49.
8 Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года: Киргизская ССР. - С.52.
9 Там же. – С. 37.
10 Там же. - С.140.
11 Там же.
12 Там же. – С.26-31.
13 Там же. - С.140-141.
14 Там же. - С.39.
15 Там же. - С. 53.
16 Там же. - С.52.
17 Там же. – С. 68.
18 Там же. - С.74.
19 Там же. – С. 55-118.
20 Там же. - С. 55.
21 Там же. - С.110-114.
22 Там же. - С. –114.
Сообщения можно оставлять без регистрации на сайте. Они будут опубликованы после проверки модератором на цензурность.